Права и обязанности пешехода

 «Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Лица, попадающие под это определение, должны строго представлять себе и выполнять требования к ним, изложенные в разделе 4 «Обязанности пешеходов» Правил дорожного движения.

Из определения видно, что на дороге могут находиться только лица, выполняющие какую-либо работу. К ним можно отнести водителя транспортного средства, устраняющего неисправность, дорожный рабочий, восстанавливающий дорожную разметку или ремонтирующий поверхность дорожного полотна. От лиц, выполняющих работу на дороге, требуется обеспечить максимальную безопасность. Водитель, прежде чем приступить к устранению неисправности, обязан включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Дорожные рабочие обязаны выставить переносные предупреждающие знаки и ограждения.

Также из определения следует, что одно и то же лицо не может быть водителем и пешеходом одновременно. Если человек управляет мотоциклом, то по правилам – он водитель, когда он спешился с мотоцикла и ведет его по дороге, он становится пешеходом.

Мы уже упоминали выше раздел 4 Правил дорожного движения РФ «Обязанности пешеходов» и давайте остановимся на нем более подробно.

4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

Как видно из этого пункта Правил, основными путями передвижения пешеходов являются тротуары и пешеходные дорожки, но если их нет, допускается перемещение по обочине.

Если при перевозке или переноске громоздких предметов, а также при движении инвалидной коляски без двигателя возникают помехи для пешеходов, то можно отступить от этого пункта правил и двигаться по краю проезжей части. Учитывая, что появление людей на дороге всегда опасно и может создать помехи дорожному движению, то воспользоваться этим правом необходимо только в крайнем случае.

Когда передвижение по тротуару невозможно (ремонт, неудовлетворительное состояние и т. д.), то пешеходы могут воспользоваться велосипедной дорожкой или, в один ряд по краю, по проезжей части. Если дорога имеет две проезжие части с противоположными направлениями движения, разделенными разделительной полосой, то движение пешеходов может производиться только по внешнему, примыкающему к тротуару или обочине краю дороги.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При передвижении по краю проезжей части пешеходам предписывается идти навстречу транспортным средствам. Это обусловлено тем, что пешеходы видят транспортные средства и в случае необходимости у них будет возможность отреагировать на возникшую опасность.

Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без мотора, а также ведущие мотоцикл, мопед, велосипед по краю проезжей части, обязаны двигаться по ходу движения транспорта. Это обусловлено тем, что инвалидные коляски и двухколесные транспортные средства должны иметь сзади светоотражатели (катафоты) красного цвета, а спереди – белого. Их передвижение навстречу транспортному потоку может вызвать дезориентацию водителей транспортных средств в темное время суток.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителям транспортных средств.

Введение этого пункта-рекомендации обусловлено опытом стран участников ЕЭС (Прибалтики, Скандинавии), где погодные условия схожи с нашими. Введение этой рекомендации в ПДД этих стран позволило значительно снизить количество наездов на пешеходов в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Очевидно, что передвижение пешеходов по проезжей части создает не только помехи движению транспортных средств, т. к. значительно сужает проезжую часть, затрудняет маневрирование, существенно снижает пропускную способность.

Пешая колонна считается организованной, если спереди и сзади нее есть сопровождающие с сигнальными устройствами: днем – это флажки красного цвета, ночью – фонари соответствующего цвета. Белый свет от фонаря переднего сопровождающего должен быть направлен вперед, а красный свет от фонаря заднего сопровождающего – назад. Сопровождающие должны располагаться слева от колонны на расстоянии примерно 10 м.

Организованная колонна должна двигаться только по направлению движения транспортных средств, что не допускает ее передвижение по улице с односторонним движением, если маршрут колонны направлен навстречу движению транспорта. Допустимая ширина колонны – не более четырех человек в ряд.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Как видно из этого пункта, Правила обязывают водить группы детей только по тротуарам и пешеходным дорожкам, но в случае их отсутствия допускают передвижение группы детей только по обочине и только в светлое время суток. При этом количество взрослых сопровождающих и порядок сопровождения Правилами не регламентируется.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным,

Как следует из пункта 1.2 Правил дорожного движения, пешеходным переходом считается участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой. Правила разрешают пересекать проезжую часть только в местах, обозначенными специальными техническими средствами. Наземные пешеходные переходы могут быть как регулируемыми с помощью светофора или регулировщика, так и нерегулируемыми. В любом случае они должны быть обозначены соответствующими знаками и (или) разметкой. В зависимости от ширины проезжей части применяются два типа разметки. При ширине проезжей части от 4 до 6 м используется обычная разметка «зебра». При большей ширине может использоваться разметка со стрелками, рекомендующими направление движения пешеходов по ней.

При пересечении проезжей части пешеходы должны ориентироваться на ширину нанесенной разметки.

В последнее время все чаще используются подземные или надземные переходы. Они гарантированно обеспечивают безопасность пешеходов и обозначаются соответствующими знаками.

а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Если по линии тротуаров или обочин не установлены ограждения, препятствующие переходу, то правила разрешают при отсутствии обозначенных пешеходных переходов переходить проезжую часть по линии тротуаров или обочин. При этом ширина проезжей части, которую разрешается использовать пешеходам для перехода на перекрестке, определяется шириной соответствующих тротуаров или обочин. Следовательно, запрещается пересекать перекресток по диагонали.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Из этого пункта правил следует, что в случае отсутствия пешеходного перехода, а также если на проезжей части нет разделительной полосы, пешеходных или дорожных барьерных ограждений, то можно переходить проезжую часть, если она хорошо просматривается в обоих направлениях, как правило, это дистанция 200–300 м.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

Пешеходный светофор, как правило, оборудуется двумя секциями, на которых изображены соответствующие символы. Их работа синхронизирована с работой транспортного светофора. На переходах, которыми часто пользуются слепые, пешеходный переход может быть оборудован дополнительным звуковым сигналом, работающим совместно с разрешающим сигналом светофора. За 3 с до отключения разрешающего сигнала соответствующая секция светофора начинает мигать, что позволяет пешеходу оценить время для безопасного перехода. В последнее время все чаще светофоры оборудуются электронным табло, на котором высвечивается время до отключения разрешающего сигнала светофора. Иногда пешеходные переходы оборудуются вызывным устройством, позволяющим пешеходам включить разрешающий сигнал светофора по требованию.

Если переход улицы осуществляется по сигналу транспортного светофора или регулировщика, то такой пешеходный переход также считается регулируемым.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход для них безопасен.

В соответствии с пунктом 14.1. Правил водитель на нерегулируемом пешеходном переходе должен уступить дорогу и пропустить пешехода. Но и пешеходы обязаны соблюдать все меры предосторожности и не доводить ситуацию до критической. Ситуация считается критической, если водитель вынужден применить экстренное торможение при неожиданно вышедшем на проезжую часть пешеходом. Выходя на проезжую часть, пешеход должен убедиться, что водитель видит его и снижает скорость или расстояние до транспортного средства достаточно велико, а его скорость достаточно мала, что позволит перейти проезжую часть не переходя на бег и не потребует от водителя прибегать к экстренному торможению.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Разумеется, что переход проезжей части вне пешеходного перехода относится к более опасным ситуациям, чем переход через нерегулируемый пешеходный переход. Пешеход при выходе на проезжую часть не должен создавать помех для движения транспортных средств. Переходя проезжую часть, пешеход не должен заставлять водителей прибегать к торможению или маневрированию. Необходимо помнить, что, переходя проезжую часть вне пешеходного перехода, пешеход не имеет приоритета перед транспортными средствами. Но в соответствии с пунктом 13.1 Правил пешеход, переходящий проезжую часть по линии тротуара или обочины имеет преимущество перед транспортным средством, завершающим поворот.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь, убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Этот пункт правил регламентирует передвижение пешеходов как по пешеходным переходам, так и вне их. Из него следует, что переходя нерегулируемый переход, пешеход должен выбрать такой интервал в транспортном потоке, который позволит ему пройти безостановочно, по крайней мере, от тротуара до середины проезжей части. Часто при переходе широких дорог с интенсивным транспортным потоком пешеход не успевает закончить переход всей проезжей части. В этом случае для обеспечения безопасности движения он должен остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки. Если на проезжей части есть островок безопасности, пешеход должен оставаться на нем и дожидаться либо приемлемого интервала в транспортном потоке, либо разрешающего сигнала светофора или регулировщика.

4.7. При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

Этот пункт Правил говорит о том, что, если пешеход переходит проезжую часть и внезапно появляется транспортное средство с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом, он обязан как можно быстрее освободить проезжую часть либо закончив переход, либо вернуться на тротуар или на разделительную полосу, в зависимости от того, что ближе. Причем пешеход должен придерживаться этого правила, даже если он переходит проезжую часть на регулирующем сигнале светофора или регулировщика.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4–4.7 Правил.

Посадочными площадками оборудуются, как правило, остановки трамваев. Это своего рода островок безопасности, приподнятый на 0,2–0,3 м над проезжей частью. В случае его отсутствия правила предписывают дожидаться маршрутного транспорта на тротуаре или обочине. Выходить на проезжую часть разрешается только после остановки маршрутного транспорта. После остановки маршрутного транспорта в силу вступает пункт 14.6 Правил, говорящий о том, что водитель транспортного средства должен уступить дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся маршрутному транспортному средству или от него. Но пешеход в целях безопасности обязан перед выходом на проезжую часть убедиться, что водитель транспортного средства видит его, снижает скорость и готов его пропустить. Если пешеход начинает движение от тротуара к приподнятой посадочной площадке, он должен руководствоваться пунктами 4.4–4.7 Правил и не создавать помех транспортным средствам.

Яндекс.Метрика