Практически
ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и
получают увечья дети. В подавляющем большинстве случаев
эти трагедии на совести взрослых, причем зачастую самых
близких людей - родителей.
Дети и подростки - самые уязвимые участники дорожного движения.
Ребенок в салоне автомобиля целиком и полностью зависит
от человека, сидящего за рулем. Именно халатность родителей,
близких людей, пренебрегающих элементарными мерами безопасности
не только для себя, но и для ребенка, становятся виновниками
подобных трагедий.
С начала этого года на улицах и дорогах нашей страны произошло
15 548 ДТП с участием несовершеннолетних, в результате которых
696 детей погибли и 16 240 были ранены. Более половины из
них - дети-пассажиры. И в той или иной степени причиной
этих трагедий стала преступная небрежность взрослых, которые
превысили скорость, переоценили свои силы и возможности,
наконец, просто не позаботились о безопасности своего ребенка.
Для маленьких пассажиров основным и самым эффективным средством
защиты является детское удерживающее устройство - так называемое
автокресло, сконструированное с учетом всех особенностей
детского организма, индивидуально подобранное к росту и
весу ребенка и, наконец, правильно установленное в машине.
Правила дорожного движения Российской Федерации обязывают
водителей использовать специальные удерживающие устройства
при перевозке в салоне автомобиля детей в возрасте до 12
лет - даже в поездках на самые незначительные расстояния.
И это - не прихоть законодателей, а жизненно необходимое
условие. Многие ошибочно полагают, что смогут удержать ребенка
на руках. Это не так. При столкновении, резком торможении
или ударе со скоростью в 50 км/час вес пассажира возрастает
примерно в 30 раз. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент
удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от
резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически
невозможно. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается
самой опасной.
По этой же причине нельзя пристегиваться и одним ремнем
с ребенком - при столкновении вы просто раздавите его своим
весом.
Помимо общей безответственности, одной из основных причин,
по которой родители-водители отказываются от детских кресел,
является якобы их дороговизна. Но сегодня ценовой диапазон
детских кресел достаточно широк, и при желании все-таки
можно подобрать приемлемый вариант. А, например, в Республике
Татарстан и вовсе действует специальная программа: детское
кресло можно взять напрокат за, прямо скажем, символические
деньги.
Да, такие условия есть не в каждом регионе России, но, при
желании, выход можно найти всегда. Например, взять подержанное
кресло у знакомых - тех, у кого дети уже подросли и перешли
в другую "весовую категорию". Правда, в этом случае
есть одно принципиальное условие: если вы решили брать автокресло
б/у, необходимо быть на 100% уверенным, что оно не побывало
в дорожно-транспортном происшествии. Дело в том, что при
ДТП, как правило, в кресле образуются повреждения. И если
даже они не видны невооруженным глазом, эти повреждения
дадут о себе знать в случае аварии: использование такого
кресла не только не спасет ребенка, но, напротив, может
стать причиной серьезных травм либо даже смертельного исхода.
Как бы то ни было, человечество еще не придумало более простой
и надежной защиты для ребенка при попадании в аварию, чем
автомобильное кресло. Сегодня производители предлагают целый
ряд моделей детских удерживающих устройств, и, несмотря
на кажущуюся простоту, разобраться в многообразии конструкций,
регулировок и креплений детских автокресел без консультации
квалифицированного специалиста непросто.
Так что если вы твердо решили не экономить на жизни и здоровье
ребенка, единственно верный совет - посетить специализированный
магазин и разобраться в многообразии вариантов. Собираясь
за такой покупкой, возьмите с собой и своего малыша, чтобы,
так сказать, "примерить" ребенка к конкретной
модели.
Необходимо также расспросить, из какого материала сделан
каркас сиденья и его обивка. Многие специалисты в этой области
склоняются к тому, что каркас должен быть стальным, а не
пластиковым, а материал обивки - натуральным.
Еще одна немаловажная деталь - способ установки детского
автокресла в автомобиле. Опять же, многие специалисты сходятся
в том, что ребенок первого года жизни должен путешествовать
обязательно спиной к дороге (т.е. лежа или полулежа) и всегда
лицом против направления движения. Дело в том, что если
посадить грудного ребенка лицом вперед, то даже при незначительном
торможении хрупкая шея не сможет удержать тяжелую голову.
Разворачивать кресло по ходу движения можно уже, как правило,
к полутора-двум годам жизни ребенка, когда мышцы достаточно
окрепли. При этом детское кресло можно расположить как на
переднем, так и на заднем сиденье. Но обязательно помните,
что воздушная подушка безопасности должна быть отключена!
Детское автокресло - вещь не дешевая, но жизненно необходимая.
Но, наверное, все-таки лучше сэкономить на бесконечно ломающихся
игрушках, чем на безопасности собственного ребенка.
Безопасность
детей в автомобиле.