Права и обязанности сотрудника ДПС

 

 «В стремлении к власти – у любого, от депутата до какого-нибудь менеджера - есть что-то патологическое. Любая власть влияет на человека – у него меняется походка, манера говорить и даже почерк. Человек до и после назначения на должность - совершенно разные люди». Каким же образом это относится к рассматриваемому нами случаю? Не знаю,  замечали ли вы как, к примеру, изменился ваш знакомый, который пошел работать в милицию. Люди меняются, и причем, разительно. Появляется некая высокомерность, а связано это с тем, что сотрудники милиции наделяются законом правом контролировать и вмешиваться в определенные сферы нашей жизни.

        Но сотрудники милиции наделяются не только правами, но и обязанностями, в том числе и обязанностью вести себя с гражданами определенным образом.

 

      Если инспектор при общении с вами вел себя грубо и неуважительно, то данными действиями инспектор нарушил Приказ МВД РФ от 20.04.1999 № 297 (ред. от 28.03.2005) "Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел российской федерации" п. 18.1: взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. Пункт 18.2.: При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан, сотрудники милиции, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

 

      По требованию участников дорожного движения инспектор ДПС обязан сообщить номер нагрудного знака (уточним, что он сам нагрудный знак должен быть виден) и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение. С полученными же от водителя документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документах, передаваемых, например, в бумажнике водителя обнаружатся деньги или какие-либо ценности, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Главная же обязанность инспектора ДПС на основании вышеупомянутого Приказа МВД заключается в обеспечении бесперебойного, беспрепятственного и безопасного движения. О выполнении данной обязанности и степени ее выполнения мы говорить не будем – и без того понятно насколько это больная тема.

      Право останавливать ваш автомобиль и проверять документы на автомобиль, а также на перевозимый груз дано сотрудникам только на стационарных постах, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Законодательно это закреплено в Приказе МВД от 1 июня 1998 года № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России» и п.13.7 Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 20 апреля 1999 года № 297. Остановка автомобиля вне указанных пунктов допускается только по следующим основаниям:

- нарушение ПДД водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
- нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения деяния, очевидцами которого они являлись;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.

       В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских прав и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.

 

   Как мы видим, такой причины остановки как «проверка документов» просто не существует, а ведь это первое что заявляется водителю на его вопрос «какова причина остановки?».

 

      Если же инспектор остановил ваш автомобиль не на стационарном посту и не указал в качестве причины остановки один из указанных выше пунктов поведение инспектора расценивается как нарушение служебной дисциплины. Зачастую самое стандартное объяснение своих действий об остановке автомобиля вне стационарного поста, встречаемое в практике - антитеррористические мероприятия. В данном случае следует знать, что «Закон о противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. устанавливает, что решение о введении режима контртеррористической операции и перечень применяемых мер подлежат немедленному обнародованию (ст.11 и ст.12 ФЗ).
«Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости» (из Наставлений по работе ДПС), нарушение данного требования влечет привлечение к ответственности по статье 12.35 КоАП, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа в размере 20 000 руб.

 

     Инспектору на основании п.13.6 Наставлений по ДПС ГИБДД запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий. При подаче жалобы на действия сотрудников ГИБДД вам следует отразить какие нарушения в том числе данного примечания были допущены.

 

    Что же подразумевается под стационарным постом? Надо отметить, что стационарный пост-это не то место где сотрудники ГИБДД припарковали свой автомобиль и где он сам стоит с палкой. Стационарный пост ДПС – «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Стационарным постом является также и контрольный пост милиции, входящий в систему по розыску автомобилей. Посты, не отвечающие подобным требованиям, стационарными постами не являются.

 

     Как было отмечено в предыдущей главе право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 ("Пункт контроля международных автомобильных перевозок") контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».
Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

 

       Если инспектор требует, чтобы вы вышли из автомобиля, он нарушает ст.5 Закона «О милиции» в которой прямо указано, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Наставления по работе ИДПС закрепляют, что сотрудники ДПС при остановке транспортных средств с целью проведения дальнейших действий должны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей. Сотрудники ДПС на законных основаниях требуют от водителей выйти из кабины (салона) транспортного средства только в следующих случаях:

а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

       То есть, как и говорилось выходить из машины к инспектору или нет - это вам решать, в обязанность это вам никто не вменяет.

 

       Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п. 13.8 Наставления). В случае, когда вы показываете свои познания и заявляете, что инспектор не может держать вас на дороге так долго и если есть у него какие-либо претензии касательно вас, то предъявить их вам он должен как можно быстрее, инспектор может заявить о том, что может задержать вас на 3 часа. Однако здесь необходимо учитывать то, что составление протокола или проверка документов не есть повод для задержания, в связи с тем, что задержание возможно для рассмотрения дела или исполнения постановления.

      Во время ознакомления с протоколом инспектор обязан разъяснить вам ваши права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП и ст.51 Конституции РФ. Нарушение данного требования влечет признание привлечения к ответственности с существенными нарушениями и, как следствие, прекращение производства по делу. В настоящее время протоколы об административном правонарушении во всех регионах РФ имеют разные формы, поэтому, ставить подпись не спешите, а разберитесь под чем подписываетесь. По чьему то, видимо очень злому умыслу, графы объединили и теперь водителю предлагается подписать примерно следующее: «Копию протокола получил, со статьей 25.1 КоАП ознакомлен» или «В услугах адвоката не нуждаюсь, со статьей 25.1 КоАП ознакомлен». Ставя свою подпись в одном из таких случаев вы подтверждаете, что и копию получили и права вам разъяснены. Если что-либо не было сделано, так и указывайте: копию получил, права не разъяснены. Или: в услугах адвоката нуждаюсь, права разъяснены.

 

     Инспектор ГИБДД обязан вручить вам копию протокола, составленного в отношении вас. И только получив свою копию на руки вы должны поставить подпись в оригинале о ее получении.

 

     Следующей обязанностью инспектора является привлечение свидетелей при составлении протокола и понятых при применении мер обеспечения по делу. 

 

     В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод.

    Согласно пункту 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Привлечение понятых при применении мер обеспечения – прямая обязанность сотрудника ДПС.
Глава 27 Кодекса содержит указание на присутствие понятых при проведении следующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

- при проведении личного досмотра
- при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
- при проведении досмотра транспортного средства
- при изъятии вещей и документов
- при задержании транспортного средства, запрещении его эксплуатации в случае, если транспортное средство создает препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя
- при аресте товаров, транспортных средств и иных вещей

     В соответствии с изменениями внесенными 11.11.2008 г в Постановление Пленума ВС №18 от 24.10.2006  при применении такой меры обеспечения как направление на медицинское освидетельствование должны присутствовать двое понятых. Отсутствие понятых или присутствие только одного  ставят под сомнение законность проведения данной меры и протокол о направлении на медицинское освидетельствование будет рассматриваться в судебном заседании в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП, которая говорит о недопустимости использования в качестве доказательств сведений полученных незаконным путем.

 

    Таким образом, мы выяснили, что вся деятельность сотрудника ГИБДД от остановки транспортного средства до возбуждения дела об административном правонарушении должна строиться в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими таковую. Иначе же вся суета с составлением в отношении вас протокола окажется для него пустой тратой времени.

Яндекс.Метрика